Установлена связь между вскармливанием грудным молоком и умственным развитием детей » Новости медицины и здравоохранения

05.02.2009
Установлена связь между вскармливанием грудным молоком и умственным развитием детейВ журнале "Proceedings of the National Academy of Sciences" опубликован отчёт учёных из Университета Дюка (Северная Каролина, США) и Королевского колледжа Лондона (Великобритания) о проведённых исследованиях обнаруженного ими гена FADS2, обеспечивающего ускоренное развитие мозга младенца при вскармливании грудным молоком. Из отчёта следует, что данный ген имеется примерно у 90 % детей, а при его отсутствии, на умственные способности ребёнка грудное вскармливание не оказывает никакого влияния.

Как сообщает издание, в исследовании приняли участие более 3000 детей, появившихся на свет в Великобритании и Новой Зеландии в 1972-73 и 1994-95 годах. Отмечается, что учёными учитывались как наличие или отсутствие грудного вскармливания в первые месяцы жизни, так и генетические особенности участников. В результате выяснилось, что связь между грудным вскармливанием и уровнем умственного развития наблюдалась только у младенцев, обладавших одним из вариантов гена FADS2.

Интересно, что фермент, кодируемый геном FADS2, отвечает за метаболизм жирных кислот, содержащихся в материнском молоке и отсутствующих в его заменителях. В результате этого процесса образуются докозагексановая и арахидоновая кислоты, скапливающиеся в мозге ребёнка в первые месяцы жизни. В исследовании участвовали дети, родившиеся до открытия роли этих веществ в формировании ЦНС. В настоящее же время производители молочных смесей добавляют их в свою продукцию.

"Правильная" копия FADS2 встречается приблизительно у 90% людей и отсутствует, соответственно, у 10%. При условии наличия гена у детей, получавших материнское молоко, показатель IQ был выше в среднем на семь пунктов по сравнению с теми, кого кормили молочными смесями. А вот у детей, у которых ген отсутствовал, такой связи не наблюдалось.

По заявлению учёных, при подсчёте ими было исключено влияние дополнительных факторов, таких как особенности пренатального развития, социальное положение и доходы семьи, а также генетические особенности кормилицы.