Ученые расшифровали геном возбудителя туберкулеза » Новости медицины и здравоохранения

Ученые расшифровали геном возбудителя туберкулеза

06.02.2009
Ученые расшифровали геном возбудителя туберкулезаМеждународная группа учёных из Американского Института Броада (Broad Institute), Гарвардской школы здравоохранения в США и Медицинской школы Нельсона Манделы (ЮАР), изучавшие геном штамма XDR-туберкулеза, унесшего более 50 человеческих жизней во время вспышки в южноафриканской провинции Квазулу-Натал (KwaZulu-Natal) объявили об успешном завершении работ по расшифровке генома возбудителя туберкулеза. Сообщается, что исследователи получили информацию не только о генетической структуре обычной, восприимчивой к лекарствам бактерии, так и её разновидности, имеющей множественную лекарственную устойчивость (multi-drug resistant, MDR), а также возбудителя наиболее опасной формы заболевания - туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью (extensively drug resistant, XDR).

Как сообщает ИА Reuters, вызываемый бактерией Mycobacterium tuberculosis туберкулёз – весьма широко распространённое в мире заболевание: только в 2005 году было выявлено 8,8 миллионов новых случаев инфекции, а 1,6 миллионов из них скончались от этого серьёзного заболевания. Сложность ещё и в том, что кроме обычной разновидности инфекции в мире широко распространяются её мутантные формы, устойчивые ко многим основным лекарственным препаратам – MDR и XDR. По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается более 500 тысяч человек, заражённых MDR-туберкулезом, при котором стандартная терапия практически неэффективна, а уровень смертности составляет около 85%.

Сообщается, что при расшифровке четырёх миллионов пар нуклеотидов генома Mycobacterium tuberculosis была использована особая технология секвенирования ДНК, позволяющая одновременно "читать" сотни миллионов нуклеотидов ДНК. В результате этой работы, учёные выяснили, с точки зрения генетики, лекарственно-устойчивые и чувствительные к лекарствам бактерии различаются довольно незначительно: им удалось обнаружить лишь несколько дюжин небольших изменений ДНК. Некоторые из этих отличий касались генов, роль которых в развитии лекарственной устойчивости была известна; другие же изменения были обнаружены в новых, пока ещё малоизученных генах.

Сообщается, что информация по результатам расшифровки генома возбудителя туберкулёза до появления публикаций в научных журналах была незамедлительно выложена в свободный доступ в интернет - на веб-сайт Института Броада и базу данных по туберкулёзу. Сделано это было для того, чтобы дать возможность учёным воспользоваться этими новыми данными при разработке новых эффективных методов борьбы с туберкулёзом. Кроме этого, как полагают исследователи, эти данные могут быть использованы при создании экспресс-теста для диагностики лекарственно-устойчивых форм туберкулёза.